ЭКО

Редакционный раздел

Пользователи : 13963
Статьи : 2843
Просмотры материалов : 11747204

      Свежий номер

     f2018 08

       Купить номер

 

Управление инновациями через капитализацию интеллектуальной собственности Печать

Автор на основе своего практического опыта формулирует выводы о том, как получить стартовый капитал и строить взаимоотношения с инвесторами.

От чего зависит жизнеспособность экономики? До определенного момента она развивается за счёт инвестирования сбережений в производство. Но производство нужно сначала создать, т.е. найти рыночную плодородную нишу, назовём её «нивой», и продукт с уникальными потребительскими свойствами, т.е. «зерно». «Нива» по своим свойствам может быть плодородной, как чернозём. А может быть – как асфальт.

На чернозёме молодая поросль такая, что прореживать нужно. А сквозь асфальт пробьется лишь самый настырный и сильный. Получается, что «нива» – не что иное, как инновационный климат. Он зависит не только от курса экономик стран и правительств, но и от ситуации на мировой финансовой арене. Наглядным индикатором выступил последний финансовый кризис 2008–2009 гг., который продемонстрировал, как меняется мировая экономика после сильнейших потрясений.

В поисках антикризисного механизма обновления мировая экономика, «перетасовав» отрасли в пользу инновационных (всегда привлекательных для инвесторов), взращивает новые проекты на неосвоенных «нивах». Из рискованных активов инвесторы всегда бегут в новые возможности – в новые инновационные проекты. Стоит лишь сместить акценты, на базе которых реализуются инновации, и экономика начинает выздоравливать. Вывод очевиден – главный двигатель экономики – это инновации.

А от чего зависят инновации? Какие факторы являются критическими для «нивы» и влияют на её плодородные инвестиционные свойства? Бесспорно важнейшие из них – это внедренческая среда, конкурентное окружение и инвестиционный климат. Это как на автомобиле добраться в нужное вам место. Выбор автомобиля – это среда, определяющая, на какой площадке вам оперировать. Дорога – это конкуренция, которая определяет, по какому направлению вам развиваться и двигаться. А инвестиции – стартовый капитал, топливо для автомобиля, не залив которое, вы просто не тронетесь с места.

Так распорядилась судьба, что я работаю с инновациями и постоянно сталкиваюсь со всеми тремя факторами. Со временем я стал понимать, что управлять инновацией – это значит управлять капиталом. В конечном счете капитал формирует отношения во всём и со всеми. Сначала к этому выводу я пришёл интуитивно, а затем подтвердил и эмпирически. Капитал является не только инновационным «топливом», но и способен как формировать саму инвестиционную среду, так и управлять конкуренцией – это как решение обратной задачи в математике. И я задался вопросом управления капиталом: изучением структуры капитала, источников его привлечения, увеличения за счёт капитализации, а также способов реинвестиции прибыли, а соответственно и самогенерации. Но все мои размышления вели, как ни странно, к психологии человеческих отношений и к формированию системы адекватных и объективных ценностей у инвесторов и разработчиков инновации.

Я пришёл к выводу, что инновации – это умение строить отношения, добывать необходимый капитал взамен на «ценность» инновации, а управление инновациями – это методология с набором апробированных и гарантированных инструментов, которые воспринимаются, понимаются и принимаются инвесторами. Получается, что управление инновациями – это методология управления ценностями в отношениях с инвестором. Чтобы что-то взять – нужно что-то (причём очень ценное для инвестора) ему отдать. И здесь самое время вспомнить о таком феномене, как «павлиний хвост».

В эволюционной биологии классическим примером вышедшего из-под контроля отклонения считается павлиний хвост. Поскольку в дикой природе самки павы выбирали самцов с пышным оперением, хвосты у павлинов продолжали удлиняться, хотя это подвергало птиц опасности истребления и создавало угрозу сохранению вида. С какого-то момента популяция павлинов просто стала сокращаться. И если бы не вмешательство человека, очарованного их красотой, павлины как вид просто вымерли бы.

В управлении инновациями и в отношениях с инвесторами на мировом уровне так же, как и с «павлиньим хвостом», просматриваются свои отклонения, а именно: маниакальная потребность венчурных инвесторов стремиться овладеть контролем над инновацией взамен на капитал. Зависимость инновационных стартапов от начального капитала сформировала устойчивое утверждение, что деньги на начальном этапе стоят максимально дорого. Поэтому венчурные инвесторы привыкли требовать от правообладателей инноваций контрольный пакет взамен на стартовый капитал. В современной экономике получилось так, что показатель стартового капитала стал сначала определять инвестиционные решения, потом и сам бизнес в целом, а теперь – и мировую инвестиционную культуру!

Дело в том, что владельцам инновации, как сто лет назад, так и сегодня, необходимо от инвестора только одно – стартовый капитал. А венчурного инвестора всё время волнует другой, противоположный вопрос – как не потерять деньги, которые он инвестирует в проект, не говоря уже о том, как их приумножить. Принятая в современном мире установка, что около 97% инноваций не доходят до рынка, а оставшиеся 3% успешных инноваций дают прирост капитала в десятки и сотни раз – сделала своё дело. Инвестор не пытается изначально профессионально оценивать инновационный проект, он просто веерно сеет, то есть инвестирует во все проекты, находящиеся в его поле зрения, минимизируя таким образом свои риски. Стартовый капитал при этом стал тем самым жизненно необходимым «топливом» и главным мерилом для того, чтобы инновация состоялась. А отдача от выживших проектов после веерного посева стала покрывать все издержки инвестора и даже давать неплохую прибыль. Возможность вытаскивать из кармана стартовый капитал и сеять его направо и налево и позволила сегодня инвесторам выступить в роли пав, которые решают: какой инновации отдать предпочтение, а какую положить под сукно. Вот и стали разработчики инноваций «сливать» контрольные пакеты взамен на приоритетный выбор инвестора. Да здравствует сложившаяся практика инвестирования инноваций!

Эта безумная гонка создала психологический дискомфорт у собственников инноваций. Вместо того чтобы искать разумные и новые способы сбора инвестиций на стартап, они стали идти на поводу у сложившейся поведенческой стратегии инвесторов и занижать суммы, необходимые для старта, пытаясь таким способом увеличить привлекательность проекта и уменьшить сроки отдачи капитала. Прося меньше, разработчики инноваций имеют больше гарантий на положительный результат.

Что мы имеем в итоге от урезанных бюджетов? Те самые приобретённые «детские» болезни, которыми болеют почти все инновации и которые приводят к их гибели: слабый рыночный образец, недорогие комплектующие, низкое качество, дешёвый рабочий труд, отсутствие контроля качества. И это далеко не полный перечень инвестиционных «болячек».

Но вернемся к биологии. Отклонения не приживаются в природе, если вызвавшие их факторы уравновешиваются другими критериями отбора. В природе такое случается иногда при резком изменении экосистемы. Если бы, скажем, в среду обитания павлинов попали ягуары и переловили самых длиннохвостых, то у пав изменился бы критерий выбора, и они стали бы выбирать самых биологически жизнестойких самцов. Самые роскошные хвосты пошли бы ягуарам на завтрак. В управлении инвестициями и капиталом, т.е. в отношениях между инвесторами и инновациями, так же, как и в природе, не нужны столь серьёзные потрясения, чтобы пресечь отклонение. В экономике всегда есть разум и рациональность – чтобы уловить разницу между целью и средством, нужно лишь грамотно скорректировать курс этих отношений.

Что создают инновации в экономике? Как мы уже выяснили ранее, это – сбережения, а значит, инновации формируют, прежде всего, добавленную стоимость. Инновации – это новые продукты и новые технологии, которые дают обществу и экономике новые высокие результаты и показатели. А это значит, что инновационная деятельность и экономический эффект от внедрения инноваций зарождают, ни много ни мало – интеллектуальную собственность. Чем больше потенциал инновации, тем выше экономический эффект, а значит, потенциал и интеллектуальная собственность инновации. Отсюда делаем вывод, что управление инновациями – это умение оценивать интеллектуальную собственность как её рыночный потенциал и умение капитализировать эту оценку. То есть, поясню: капитализировать – это значит привлекать инвестиции в проект взамен на обещания инвесторам (а они на первом этапе будут, и без них никак не обойтись) шаг за шагом реализовывать и раскрывать тот самый потенциал, о котором заявит оценка интеллектуальной собственности.

Психология человеческих отношений показывает, что люди следуют правилам, в которых воспитаны, и советует взращивать новое с нуля на неосвоенных площадках. Исследование эффективных рыночных механизмов в управлении инновациями и разработка целостной методологии успешного вывода инноваций на рынок через создание и капитализацию интеллектуальной собственности порождают прецедент формирования нового и результативного инновационного климата для всех участников инноваций. Данная схема формирует «прививку», другими словами, рыночную инъекцию, которая будет не просто сдерживать и регулировать «безудержный аппетит» венчурных инвесторов, но и позволит управлять как самими инвесторами, так и отношениями с ними. На базе такого подхода вырабатывается эффективная программа действий по управлению компанией, на базе которой капитализируется инновация – от фазы зарождения и старта до активного и здорового роста и выхода на IPO.

Вопросы управления инновациями через капитализацию интеллектуальной собственности и строящаяся на этом психология отношений с инвестором практически не исследованы в теоретическом и прикладном аспектах. Они чрезвычайно актуальны для экономик как развитых, так и развивающихся стран. Эта тема не просто социально остра, но и жизненно актуальна и востребована современным рынком. Мы же не павы, в конце концов: экономике вполне по силам направить управление инновациями в новое русло эффективности и нацеленности на результат.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить