ЭКО

Редакционный раздел

Пользователи : 13958
Статьи : 2843
Просмотры материалов : 11616856

      Свежий номер

     f2018 08

       Купить номер

 

Тема недели: Статистика знает не все

statНа этой неделе одной из самых обсуждаемых новостей в СМИ стала реакция главы Минобрнауки на информацию о несоответствии зарплат учителей данным Росстата. Ольга Васильева пообещала проверить обнародованные результаты совместного исследования «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) и фонда «Национальные ресурсы образования», согласно которым реальные зарплаты учителей в России существенно ниже тех данных, которые приводит Росстат.

«Наше исследование показало, что ряд регионов не выполняют свои обязательства перед педагогами… (по доведению размеров заработной платы до средней по региону – ЭКО) При этом настораживает манипулирование статистикой, когда нужный показатель роста зарплаты достигается сомнительными способами вроде включения в него платных услуг педагога или компенсаций учителям», – цитируют СМИ руководителя рабочей группы ОНФ, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанину.

«При существующей сегодня системе оплаты труда учителя гарантированно получают только базовую часть. К ней добавляются стимулирующие выплаты за классное руководство, внеурочную деятельность, проверку тетрадей. Они могут распределяться директором школы, учебно-методической комиссией, профсоюзом и другими органами по своему усмотрению. Объем стимулирующих надбавок нередко снижается без объяснения причин, некоторые учителя сообщают, что стимулирующие выплаты им вообще не начисляются (9%). Величина оклада же многих учителей составляет около трети от той суммы, что они получают в среднем. Например, преподаватель из Республики Алтай с нагрузкой 36 часов в неделю имеет оклад 3145 руб., а в среднем получает 14 тыс. руб. в месяц за счет доплат за совмещение, стимулирующих выплат, классного руководства, неаудиторной занятости и т.д.», – отмечает Л. Духанина. А, например, в Республике Карелия учитывают «в зарплате» и такие выплаты, как компенсации коммунальных услуг, проезда и т.д.

Эксперты считают, что назрела необходимость в создании единой отраслевой системы оплаты труда, которая позволит нормировать учительский труд, определить верхний предел часовой нагрузки, а также установить порядок начисления стимулирующих выплат.

Журнал ЭКО полностью поддерживает идею формирования более справедливой и прозрачной системы заработной платы в системе образования, но хотел бы напомнить, что ситуация с учительскими зарплатами – лишь одно из проявлений сложившейся тенденции к манипулированию цифрами отчетности. К сожалению, сегодня это принято повсеместно – от школ и поликлиник до сельского и автодорожного хозяйства (см., к примеру, статью О.А. Моляренко Бесхозяйные автомобильные дороги в России в последнем номере ЭКО и публикации А.А. Кисельникова и М.В. Курбатовой в сегодняшней архивной подборке).

Понятно, что родился этот феномен не вчера – известный афоризм о трех видах лжи, самым страшным из которых является статистика, по некоторым данным, родился еще в 1891 году. Широкая популярность этого высказывания во многом объясняется отношением обывателей к статистической науке, которая оперирует массовыми количественными и качественными данными, упуская из виду частные случаи. Но и попытки искажения статистической информации существовали во все времена, то есть тут тоже ничего нового.

В сегодняшней ситуации коробит не сам факт подтасовки данных, а распространенность явления, перерастающая в явную тенденцию, поддерживаемую чуть ли не на государственном уровне. oreshБуквально на днях в прессе прошла информация о передаче Росстата из непосредственного подчинения правительству РФ в подчинение министерству экономического развития, глава которого Максим Орешкин, недавно раскритиковал Росстат за недостоверность данных за февраль, посчитав их нерепрезентативными и требующими пересчета. Напомним, по данным агентства, в феврале 2017 года промышленное производство в стране упало на 2,7% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, реальные доходы населения — на 4,1%. В то же время Максим Орешкин уже неоднократно публично заявлял о перспективах роста ВВП РФ на 2% по результатам 2017 года.

После переподчинения агентства, надо думать, расхождений в оценках и прогнозах Росстата и МЭР станет меньше. Как это скажется на достоверности цифр – вопрос отдельный, и многие эксперты не скрывают своего опасения, что ответ на него может быть отрицательным.

К сожалению, манипулирование отчетностью чем дальше, тем больше становится правилом. Причем настолько, что ответственные лица даже не пытаются прикрыть свои махинации или придать им правдоподобие, что, конечно, не может внушать доверия и уважения к существующей власти. Достаточно вспомнить тот сарказм, с которым в деловых кругах в 2016 году обсуждали резкий – на 11 пунктов – скачок России в рейтинге «Doing Business» - исключительно благодаря изменениям в методике подсчета очков, в то время как налоговые нагрузки росли, реальные доходы падали, а кредиты дорожали.

И то, что в последние годы количество бедных в стране растет, а эффективность социальной поддержки снижается – это тоже последствия несовершенства системы учета и подтасовки информации, на основе которой строятся прогнозы и принимаются общенациональные экономические решения.

Все это тем более обидно, что в государственном управлении и в административной практике вообще, пока не придумано более удобного и надежного инструмента оценки текущего состояния и происходящих изменений, кроме анализа статистических данных, и статистики всего мира долгие годы бьются над совершенствованием методик сбора, анализа и представления информации. Это не значит, что методики Росстата безупречны, а данные на 100% достоверны. В сегодняшней подборке ЭКО вы найдете материалы, анализирующие достоверность официальной статистики и представляющие альтернативные оценки. Тем не менее, от представителей государства хотелось бы видеть больше понимания и уважения в отношении простой математической закономерности: погрешность исходных данных неизбежно ведет к погрешности в результатах.

Кисельников А.А. Зерновой баланс как он есть № 03 / 2013

Курбатова М.В. Не только зарплата: преподаватели вузов на пути к превращению в «винтик» производства образовательных услуг № 10/2013

Симонова Л.М., Погодаева Т.В. Что улучшать – рейтинги или институты  № 10/2015

Зубаревич Н.В. «Лукавые цифры» на карте Родины № 04 / 2012

Ханин Г.И. Цифры продолжают лукавить № 03 / 2012

Баранов Э.Ф. Российская статистика: достижения и проблемы № 03 / 2012

Гребенников В.Ф. Государственная статистика и потребности бизнеса № 03 / 2012

 

Комментарии  

 
0 #2 Олейник Марк 17.04.2017 20:48
И вот что мы имеем по итогу, новых кадров нет, те, что есть, стараются уехать за границу, и встает вопрос, за счет кого будет осуществляться улучшения уровня жизни в дальнейшем. Что касается второго пункта, то это уже не первый случай, когда в СМИ затрагивается компетенция и объективность Росстата. Еще несколько лет назад данная служба была тем источником, на который можно было ссылаться, и он считался гарантом качества, то сейчас все обстоит иначе. Видимо именно поэтому он стал рычагом манипулирования в большой государственной бюрократической машине или просто напросто предприятия предоставляют некорректную отчетность. Проблем много, но их нужно начинать решать уже сейчас и если мы начнем регулирование с этих вопросов, возможно, мы выйдем на какой-то новый этап общественного развития и сделаем жизнь нашего народа чуточку лучше.
Цитировать
 
 
0 #1 Олейник Марк 17.04.2017 20:47
Данная статья затрагивает сразу несколько актуальных проблем: во-первых это низкие з/п учителей, а во-вторых необъективность Росстата. Начнем с первого вопроса. На сегодняшний день темпы и результаты инновационного и технологическог о развития России не могут считаться удовлетворитель ными. Причины низкой инновационной активности в России связанны с целым рядом проблем, но ключевой, по-моему мнению, является как раз низкие заработные платы учителям и научным сотрудникам. Расходы на НИОКР всегда являлись ключевым показателем развитости государства и когда в стране в данной сфере происходит финансовое затишье уже последние несколько лет, то стоит задуматься, к чему это может привести в будущем. Из-за низких зарплат никто из молодых ребят не хочет быть преподавателем, а те что есть получают чуть больше того уровня, который бы заставил их выходить на улицы, я считаю такое отношение унизительным.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить