ЭКО

Редакционный раздел

Пользователи : 13958
Статьи : 2843
Просмотры материалов : 11617653

      Свежий номер

     f2018 08

       Купить номер

 

Тема недели: От многонационального народа России к российской нации

mnogonacionalnaya vesnaОдной из самых обсуждаемых тем в последние дни стали межнациональные отношения. К счастью, в этот раз вне связи с очередным этническим конфликтом. Поводом послужила инициатива по созданию специального «Закона о российской нации», который призван стать логичным завершением стратегии развития национальных отношений и, так сказать, легализовать феномен российской идентичности для людей разных национальностей.

Идея создания такого закона была озвучена 31 октября в ходе очередного заседания президентского Совета по межнациональным отношениям и с готовностью поддержана президентом РФ, который считает, что ее «точно совершенно можно и нужно реализовывать… и в практическом плане начать работать».

В течение последующих дней чиновники, политики и общественные деятели разного калибра поспешили выразить свою поддержку этой инициативе. Главный раввин России Берл Лазар подчеркнул в интервью «Интерфаксу», что «этот закон – символ новой ступени развития России; этим путем шли многие государства – от национализма, разгонявшего народы по разным «квартирам», к принципу гражданской нации, объединяющей всех жителей страны, вне зависимости от их национальности, цвета кожи или веры». Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Николай Панков заявил, что разработка закона «станет ответом на чаяния людей».

Впрочем, критиков идеи внедрения национальной идентичности «сверху» тоже хватает. Так, руководитель Центра политико-географических исследований Николай Петров в интервью «Голосу Америки» обращает внимание, что налицо попытка говорить о российской нации примерно так, как раньше говорили о «советском народе». «Но проблема в том, что если у «советского народа» была какая-то идеологическая база, то «патриотизм» или «стремление к сохранению целостности страны» – это то, что пытаются вставить, развивая термин «российская нация» – пока совершенно не тянет на идеологию… так что содержательно такой закон и не разработать нельзя, и, в общем, вдохнуть в него какой-то смысл тоже нельзя. Проблема в том, что компенсировать растущую слабость центра нечем. И даже идеология вряд ли бы с этим справилась, но ее и нет».

В свою очередь руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН, профессор социологии Леокадия Дробижева обращает внимание, что для формирования гражданской и культурной общности прежде всего необходимо, чтобы граждане не чувствовали разобщенности по национальному признаку. По ее словам, социологические исследования показывают, что в отдельных регионах страны дискриминацию по национальному признаку ощущают 14% населения и выше. «По нашим данным, 8–11% ощущают враждебность к представителям других национальностей. Когда же мы задаем другой вопрос: ощущают ли люди значимость своей национальности на своем жизненном пути — например, при приеме на работу, в вузы и так далее, то получается, что такую значимость ощущает до 30% наших респондентов", - пишет Л.Дробижева в своей колонке в «Известиях».

То, что в последние два года острота межнациональных отношений, количество конфликтов с мигрантами заметно снизились еще не означает, что люди стали терпимее к представителям других национальностей. Просто их сегодня гораздо больше волнуют вопросы выживания при самой высокой за последние 20 лет инфляции и «война санкций». Трудности и опасности, безусловно сближают, но вряд ли могут стать прочной основой для превращения «многонационального российского народа», которым мы все являемся, согласно Конституции, в «российскую нацию».

«Национальная идентичность создается изнутри, гражданская нация оказывается результатом того, что жители страны чувствуют себя полноценными участниками социально-политических и экономических процессов» - обращают внимание «Ведомости».

Именно над формированием гражданского самосознания, формирования чувства ответственности за судьбу своей страны и своей малой родины, нужно долго и кропотливо работать. И дело здесь, как представляется, вовсе не в наличии/отсутствии специального закона.

«Длительное время в нашей исторической памяти складывалось представление о нации как об этнокультурном феномене. Русские, чеченцы, татары, башкиры, чуваши понимались именно как нация этнокультурная», - подчеркивает Л.Дробижева. И «ЭКО» достаточно часто писал о том, как мигранты из «ближнего зарубежья» стараются сохранить свою национальную идентичность в новых для них условиях (см. статьи Н.Н.Аблажей, С.Г. Солодовой и др. из сегодняшней подборки архивных публикаций «ЭКО»).

Вместе с тем мы можем констатировать, что на малой родине «ЭКО» - в Сибири – стихийным образом, «снизу» сформировались некие черты вненациональной самоидентификации. Достаточно напомнить, что в переписи населения 2010 года немалое количество граждан попросили в графе «национальность» записать «сибиряк». Исследованию своеобразного феномена «сибирской идентичности» посвящена небольшая статья А.А.Анисимовой и О.Г. Ечевской из сегодняшней подборки. По свидетельству авторов, «идентификация с малой родиной или со всей Сибирью в целом, эмоциональная привязанность к родному краю, желание работать на его благо с тем, чтобы изменить ситуацию в регионе к лучшему, являются важными характеристиками сибиряков».

Наконец, в качестве интересной базы для международных сравнений мы предлагаем также статью С.Г.Ше о своеобразном опыте организации мультикультурных отношений в Южной Корее.

 

Аблажей Н.Н. Турдаева А.С. Масштабы экономической миграции и натурализации киргизских мигрантов в Сибирском федеральном округе в 2001–2012 гг. ЭКО№ 08/2014

Солодова С.Г., Краснопольский И.И. Мигранты из Средней Азии - сфера труда и не только. ЭКО № 08/2014

И.Умирзаков. Узбеки в Новосибирске: идет отсев нелегалов. ЭКО № 08/2014

Солодова С.Г. Исламская традиция и отношение к богатству мигрантов-мусульман. ЭКО № 09/2015

Анисимова А.А. Ечевская О.Г. Сибирская идентичность как фактор устойчивого развития Сибири ЭКО № 01/2013

 

Комментарии  

 
0 #2 Михаил Штефан 20.11.2016 17:39
Закон о создании "русской нации" имеет очень спорный характер. Даже не прибегая к статистике можно заметить притеснение приезжих из ближнего зарубежья в повседневной жизни. Поэтому идею объединения граждан в "русскую нацию" будет трудно осуществить. Такую предвзятость чаще всего люди объясняют из-за того, что эти приезжие пополняют в основном рабочий класс. Такое единство народов существовало разве что во времена Советского союза, когда все люди были равны между собой и не ощущалась дискриминация по национальному признаку.
Цитировать
 
 
0 #1 Мария Цой 19.11.2016 19:36
На первый взгляд идея создания "русской нации" кажется действительно правильным решением, потому что это возможно поспособствует объединению страны, но в тоже время появляется множество вопросов, например, какими именно критериями будет определяться нация. Стоит ли воплощать в России идею о единой нации с многими национальностям и без учета российской специфики?
Помимо этого, улучшит ли реально что-то в сфере межнациональных отношений заявленный закон? Что действительно изменится в нашей стране после принятия данного закона?
По моему мнению, правильнее будет действовать как в Советском союзе, когда существовало понятие «многонациональ ной семьи», в которую входили разные народы. С одной стороны они сохраняли свою этническую принадлежность, а с другой стороны, являлись целым одной большой страны.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить