
Наверное самая актуальная тема социальной сферы российского общества - пенсионное обеспечение. По мнению экспертов, пенсионная система - это показатель развития экономики страны. Не существует идеальных путей ее формирования, она является отражением экономических возможностей, которыми располагает страна в конкретный момент времени. Мы так привыкли к стабильной советской пенсионной системе, что любые отклонения от нее воспринимаются болезненно. Хотя в развивающемся Китае отсутствуют пенсии, во Франции или Эстонии повышается пенсионный возраст, и в мире распространены другие формы гарантий достойной старости, помимо пенсионного обеспечения - например, пожизненный наём. Давайте попробуем разобраться, от чего мы ушли и к чему стремимся? В советское время пенсионная система была неразрывно связана и с той экономикой. Сегодняшняя экономика диктует новые подходы к системе социальной защиты - разумно создать систему, при которой уровень пенсии зависит от доходов работающего.
Предлагаем Вам с помощью статей экспертов "ЭКО" проследить за формированием модели российской пенсионной системы. Понять, как россияне восприняли основные положения пенсионной реформы, из каких источников планируют получать свои будущие пенсионные доходы разные группы населения? Увидеть итоги реформ, их перспективы, возможные варианты изменения параметров пенсионной системы в долгосрочной перспективе.
Об особенностях настоящего этапа развития негосударственных пенсионных фондов корр. "ЭКО" попросил рассказать постоянного автора д.э.н. А.В. Новикова.
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) могли бы стать активными инвесторами на финансовом рынке.
Активы крупнейших российских институциональных инвесторов в 2011-2013 гг. (на 01.01)
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
Коммерческие банки, млрд руб. |
33804,6 |
41627,5 |
49509,6 |
Коммерческие банки, % |
74,8 |
76,2 |
79,1 |
Страховые компании, млрд руб. |
1046,0 |
1270,9 |
1544,6 |
Страховые компании, % |
2,3 |
2,3 |
2,5 |
ПИФ, млрд руб. |
439,5 |
477,3 |
532,5 |
ПИФ, % |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
НПФ, млрд руб. |
1228,2 |
1290,4 |
1426,8 |
НПФ, % |
2,7 |
2,4 |
2,3 |
Всего активов, млрд руб. |
36518,3 |
44666,1 |
53013,5 |
Активы/ВВП, % |
80,8 |
81,8 |
84,7 |
ВВП, млрд руб. |
45173,0 |
54586,0 |
62599 |
Источник: http://www.fcsm.ru/ru
НПФ занимают по активам 2,3%, их значимость сопоставима со страховыми компаниями, и их активы на 1,4% превышают активы паевых инвестиционных фондов.
Количество и структура активов (пенсионных резервов и пенсионных накоплений) негосударственных
пенсионных фондов в 2008, 2010, 2013 гг. (на 01.01)
Показатель |
2008 |
2010 |
2013 |
Количество НПФ, ед. |
165 |
145 |
124 |
Пенсионные резервы, % |
94,6 |
64,0 |
53,1 |
Пенсионные накопления, % |
5,4 |
36,0 |
46,9 |
Всего активов, млрд руб. |
499,7 |
1094,1 |
1426,8 |
ВВП, млрд руб. |
33248 |
38807 |
62599 |
% к ВВП |
1,5 |
2,8 |
2,3 |
Источник: http://www.fcsm.ru/ru/contributors/polled_investment/npf/reports/
Соотношение пенсионных резервов (корпоративные отчисления и добровольные отчисления граждан) и пенсионных накоплений (накопительная часть трудовой пенсии) меняется от почти 95% пенсионных резервов в 2008 г. до 53% в 2013 г. Таким образом, наблюдается стремительный рост пенсионных накоплений. Это означает, что все больше граждан собирались управлять своей накопительной частью через частные пенсионные фонды и управляющие компании, тем самым реально формируя свою будущую пенсию по примеру зарубежных стран.
Однако новая пенсионная реформа, по сути, отсекает большую часть потенциальных участников частного пенсионного рынка, обставляя возможность передачи накопительной части пенсии в частные компании условиями, рассчитанными на очень «продвинутых» клиентов. Тем самым сокращаются возможности НПФ как инвесторов. При этом пенсионным деньгам уже находилось применение.
В настоящее время появились облигации специального назначения. Это, прежде всего, инфраструктурные облигации. Минэкономразвития предлагает правительству вложить в инфраструктурные облигации беспрецедентную сумму – 1,5 трлн руб. В ближайшие годы в России должно быть реализовано 48 крупных инфраструктурных проектов общей стоимостью 9,6 трлн руб. Потребность всех проектов в заемном финансировании – 2,2 трлн руб. Например, строительство морского порта по перевалке сжиженного природного газа на Ямале: общая стоимость проекта – 55,8 млрд руб., государство вкладывает 36,4 млрд руб. Свыше 150 млрд руб. предполагается на строительство Центральной кольцевой автодороги. 84 млрд руб. – в инфраструктуру московских аэропортов. Из проектов РЖД – вторая нитка БАМа.
На что намерены жить будущие пенсионеры? Черкашина Т.Ю., Воронина Е.А.
Реформирование пенсионной системы России. Канн М.Ч.
Скандалы на пенсионной пирамиде. Хорошко М.
Негосударственное пенсионное обеспечение: особенности современного этапа. Новиков А.В.
Итоги реформирования и перспективы пенсионной системы России: вместо послесловия. Фомин Д.А.
Прогноз развития пенсионной системы России на период до 2030 г. Потапенко В.В. Широв А.А.
Реален ли в России пожизненный наем? Тюрин О.А. Воронов Ю.П.
|