Как исправить рычаг? | Печать |
( 0 Votes )
№ 05 / 2013 Колонка редактора Крюков В.А.

О роли хлеба – от его выращивания до места в формировании российской идентичности – написано множество талантливых и глубоких сочинений, как научных, так и публицистических, проникнутых одновременно и гордостью, и болью за тех, кто выращивает и продвигает хлеб, который течет бесчисленными «ручейками» и «речками» от поля до хлебосольного стола.

Никто, пожалуй, лучше и точнее не представил хлеб и его место в российской жизни, чем замечательный писатель-этнограф XIX века Сергей Васильевич Максимов1:

«…Хлеб – …источник наших народных богатств. Дома хлеб тот рычаг, то мельничное колесо, которое зацепляет и шевелит все приводы, на которых движется весь состав народной жизни. Из-за него в древние времена отдавались мы в кабалу и сделались рабами и крепостными людьми. Теперь для хлеба же мы стали свободными (это написано через 12 лет после отмены крепостного права! – В.К.) на возделанной нами земле, чтобы, убирая поля в измененном заново житейском положении стали сильнее и богаче, с наибольшим удобством и легкостью обеспечивали себя, служили отечеству, платили государству общественные подати для содержания защитников нашей земли и оберегателей нашего труда. Дома у нас от земледелия зависят все промыслы, ремесла, торговля, образование; от избытков излишнего хлеба – другое благо. Через продукты наших полей и лесов в сыром и переделанном виде создавшие порты, пристани и биржи, мы входим в общение с другими народами. Готовым обменом увеличивая богатство всего человечества, мы еще более возвышаем значение своего труда, как той добродетели, на которой основано достоинство человека, созданного для исследования, обработки и украшения всего земного шара»2.

Хлеб и все, что с ним связано, определило не только особенности российской культуры и уклада жизни многих ее населяющих народов, но также и географию освоенного пространства. Продвижение на юг и на восток от исконных русских земель шло в поисках земли, на которой можно было сеять хлеб. Там, где начинали пахать и сеять, там оседали всерьез и навсегда.

Хлеб и жизнь вокруг хлеба и была той национальной идеей, которая сплачивала, двигала массы народные, стимулировала развитие путей сообщения, культуры, образования.

Хлеб служил источником и того богатства, и той бедности, которые всегда шли и, увы, до сих пор идут в России бок о бок. Изъятие «необходимых излишков» хлеба позволило создать невиданный индустриальный потенциал, новые отрасли, открыть стране новые возможности.

Понимание роли хлеба в сегодняшней жизни и новом информационном пространстве, увы, не только не соответствует времени, но, как представляется, отстало и от времен С.В. Максимова.

Доминирование технократического подхода к преобразованиям и реформированию и земельных отношений, и всего уклада сельской жизни (скорейшее привнесение элементов частной собственности в аграрный сектор) привело к многочисленным перекосам и несоответствиям (см. подборку материалов «Сельское хозяйство России: куда кривая вывезет…» в № 3 «ЭКО» за 2013 г., а также статьи данного номера).

Вселяет надежду то, что те черты и особенности, которые сформировались в крестьянской среде на протяжении вековой истории, обладают определенной жизнестойкостью (хотя и значительно ослабленной – не только за годы советской власти, но и за время стихийных – по принципу «отнять и поделить» – преобразований при переходе к рынку).

Как показывает практика последних лет, «возвращение» на землю реального хозяина – процесс длительный и весьма деликатный. Колоссальную роль играют местные условия и та среда, которая сформировалась в конкретном месте и в конкретных условиях. Увы, вместо многообразия подходов и решений при реформировании земельных отношений и сельского хозяйства доминируют однообразные нормы и штампы (которые, по замыслу авторов, должны обеспечить «прозрачность» и «антикоррупционную устойчивость» реализации принимаемых решений). Сельская жизнь, как никакая другая, требует подходов, основанных на «инициативе снизу». Никакое страхование, никакой лизинг не спасут положение, когда человек, работающий на земле, годами не видит ни денег, ни значимых результатов своего труда.

Для того чтобы сложилось понимание ценности труда на земле (как и ценности земли), требуются время и совместные усилия всех здоровых сил общества.

Слишком долгим был у нас разрыв между декларируемым и реальным положением человека, работающего и живущего на земле. Это расхождение не преодолено до сих пор и во многих случаях даже углубляется. Нетрудно посчитать, сколько километров дорог, благоустроенных домов и других жизненно важных объектов можно было бы построить на те средства, что направляются на престижные и политизированные проекты (начиная от «освоения» о-ва Русский, объектов Сочинской Олимпиады и заканчивая покупкой активов ОАО «ТНК-ВР» более чем за 60 млрд долл. «народных» денег). На эти средства, например, вполне можно обеспечить преференциальный режим поставки нефтепродуктов на село на многие годы вперед и тем самым дать финансовую стабильность реально работающим на земле хозяйствам.

Внимание и понимание – вот, пожалуй, главные отправные категории в той колоссальной работе, которая пока еще может вернуть и хлебу, и тому, кто его выращивает, забытую роль рычага и движителя земли российской. Только в этом случае и сельский житель, и тот, кто трудится на земле, смогут справиться не только с проблемами «аграрного сектора», но и с «вызовами времени», которые стоят перед страной в целом.

«Земля – свободный человек – хлеб – процветающая Россия» – «формула» того рычага, без которого немыслимо движение вперед?!

 

 


 

1 Максимов С.В. Куль хлеба и его похождения. – С.-Петербург: издание книгопродавца К.П. Плотникова, 1873. (переизд. – М.: Молодая гвардия, 1985. - 238 с.)

2 Указ соч. С. 225.

 

Главный редактор "ЭКО"  В.А. КРЮКОВ

Êàê èñïðàâèòü ðû÷àã?
<p>Î ðîëè õëåáà – îò åãî âûðàùèâàíèÿ äî ìåñòà â ôîðìèðîâàíèè ðîññèéñêîé èäåíòè÷íîñòè – íàïèñàíî ìíîæåñòâî òàëàíòëèâûõ è ãëóáîêèõ ñî÷èíåíèé, êàê íàó÷íûõ, òàê è ïóáëèöèñòè÷åñêèõ, ïðîíèêíóòûõ îäíîâðåìåííî è ãîðäîñòüþ, è áîëüþ çà òåõ, êòî âûðàùèâàåò è ïðîäâèãàåò õëåá, êîòîðûé òå÷åò áåñ÷èñëåííûìè «ðó÷åéêàìè» è «ðå÷êàìè» îò ïîëÿ äî õëåáîñîëüíîãî ñòîëà.
<p>Íèêòî, ïîæàëóé, ëó÷øå è òî÷íåå íå ïðåäñòàâèë õëåá è åãî ìåñòî â ðîññèéñêîé æèçíè, ÷åì çàìå÷àòåëüíûé ïèñàòåëü-ýòíîãðàô XIX âåêà Ñåðãåé Âàñèëüåâè÷ Ìàêñèìîâ1:
<p>«…Õëåá – …èñòî÷íèê íàøèõ íàðîäíûõ áîãàòñòâ. Äîìà õëåá òîò ðû÷àã, òî ìåëüíè÷íîå êîëåñî, êîòîðîå çàöåïëÿåò è øåâåëèò âñå ïðèâîäû, íà êîòîðûõ äâèæåòñÿ âåñü ñîñòàâ íàðîäíîé æèçíè. Èç-çà íåãî â äðåâíèå âðåìåíà îòäàâàëèñü ìû â êàáàëó è ñäåëàëèñü ðàáàìè è êðåïîñòíûìè ëþäüìè. Òåïåðü äëÿ õëåáà æå ìû ñòàëè ñâîáîäíûìè (ýòî íàïèñàíî ÷åðåç 12 ëåò ïîñëå îòìåíû êðåïîñòíîãî ïðàâà! – Â.Ê.) íà âîçäåëàííîé íàìè çåìëå, ÷òîáû, óáèðàÿ ïîëÿ â èçìåíåííîì çàíîâî æèòåéñêîì ïîëîæåíèè ñòàëè ñèëüíåå è áîãà÷å, ñ íàèáîëüøèì óäîáñòâîì è ëåãêîñòüþ îáåñïå÷èâàëè ñåáÿ, ñëóæèëè îòå÷åñòâó, ïëàòèëè ãîñóäàðñòâó îáùåñòâåííûå ïîäàòè äëÿ ñîäåðæàíèÿ çàùèòíèêîâ íàøåé çåìëè è îáåðåãàòåëåé íàøåãî òðóäà. Äîìà ó íàñ îò çåìëåäåëèÿ çàâèñÿò âñå ïðîìûñëû, ðåìåñëà, òîðãîâëÿ, îáðàçîâàíèå; îò èçáûòêîâ èçëèøíåãî õëåáà – äðóãîå áëàãî. ×åðåç ïðîäóêòû íàøèõ ïîëåé è ëåñîâ â ñûðîì è ïåðåäåëàííîì âèäå ñîçäàâøèå ïîðòû, ïðèñòàíè è áèðæè, ìû âõîäèì â îáùåíèå ñ äðóãèìè íàðîäàìè. Ãîòîâûì îáìåíîì óâåëè÷èâàÿ áîãàòñòâî âñåãî ÷åëîâå÷åñòâà, ìû åùå áîëåå âîçâûøàåì çíà÷åíèå ñâîåãî òðóäà, êàê òîé äîáðîäåòåëè, íà êîòîðîé îñíîâàíî äîñòîèíñòâî ÷åëîâåêà, ñîçäàííîãî äëÿ èññëåäîâàíèÿ, îáðàáîòêè è óêðàøåíèÿ âñåãî çåìíîãî øàðà»2.
<p>Õëåá è âñå, ÷òî ñ íèì ñâÿçàíî, îïðåäåëèëî íå òîëüêî îñîáåííîñòè ðîññèéñêîé êóëüòóðû è óêëàäà æèçíè ìíîãèõ åå íàñåëÿþùèõ íàðîäîâ, íî òàêæå è ãåîãðàôèþ îñâîåííîãî ïðîñòðàíñòâà. Ïðîäâèæåíèå íà þã è íà âîñòîê îò èñêîííûõ ðóññêèõ çåìåëü øëî â ïîèñêàõ çåìëè, íà êîòîðîé ìîæíî áûëî ñåÿòü õëåá. Òàì, ãäå íà÷èíàëè ïàõàòü è ñåÿòü, òàì îñåäàëè âñåðüåç è íàâñåãäà.
<p>Õëåá è æèçíü âîêðóã õëåáà è áûëà òîé íàöèîíàëüíîé èäååé, êîòîðàÿ ñïëà÷èâàëà, äâèãàëà ìàññû íàðîäíûå, ñòèìóëèðîâàëà ðàçâèòèå ïóòåé ñîîáùåíèÿ, êóëüòóðû, îáðàçîâàíèÿ.
<p>Õëåá ñëóæèë èñòî÷íèêîì è òîãî áîãàòñòâà, è òîé áåäíîñòè, êîòîðûå âñåãäà øëè è, óâû, äî ñèõ ïîð èäóò â Ðîññèè áîê î áîê. Èçúÿòèå «íåîáõîäèìûõ èçëèøêîâ» õëåáà ïîçâîëèëî ñîçäàòü íåâèäàííûé èíäóñòðèàëüíûé ïîòåíöèàë, íîâûå îòðàñëè, îòêðûòü ñòðàíå íîâûå âîçìîæíîñòè.
<p>Ïîíèìàíèå ðîëè õëåáà â ñåãîäíÿøíåé æèçíè è íîâîì èíôîðìàöèîííîì ïðîñòðàíñòâå, óâû, íå òîëüêî íå ñîîòâåòñòâóåò âðåìåíè, íî, êàê ïðåäñòàâëÿåòñÿ, îòñòàëî è îò âðåìåí Ñ.Â. Ìàêñèìîâà.
<p>Äîìèíèðîâàíèå òåõíîêðàòè÷åñêîãî ïîäõîäà ê ïðåîáðàçîâàíèÿì è ðåôîðìèðîâàíèþ è çåìåëüíûõ îòíîøåíèé, è âñåãî óêëàäà ñåëüñêîé æèçíè (ñêîðåéøåå ïðèâíåñåíèå ýëåìåíòîâ ÷àñòíîé ñîáñòâåííîñòè â àãðàðíûé ñåêòîð) ïðèâåëî ê ìíîãî÷èñëåííûì ïåðåêîñàì è íåñîîòâåòñòâèÿì (ñì. ïîäáîðêó ìàòåðèàëîâ «Ñåëüñêîå õîçÿéñòâî Ðîññèè: êóäà êðèâàÿ âûâåçåò…» â ¹ 3 «ÝÊλ çà 2013 ã., à òàêæå ñòàòüè äàííîãî íîìåðà).
<p>Âñåëÿåò íàäåæäó òî, ÷òî òå ÷åðòû è îñîáåííîñòè, êîòîðûå ñôîðìèðîâàëèñü â êðåñòüÿíñêîé ñðåäå íà ïðîòÿæåíèè âåêîâîé èñòîðèè, îáëàäàþò îïðåäåëåííîé æèçíåñòîéêîñòüþ (õîòÿ è çíà÷èòåëüíî îñëàáëåííîé – íå òîëüêî çà ãîäû ñîâåòñêîé âëàñòè, íî è çà âðåìÿ ñòèõèéíûõ – ïî ïðèíöèïó «îòíÿòü è ïîäåëèòü» – ïðåîáðàçîâàíèé ïðè ïåðåõîäå ê ðûíêó).
<p>Êàê ïîêàçûâàåò ïðàêòèêà ïîñëåäíèõ ëåò, «âîçâðàùåíèå» íà çåìëþ ðåàëüíîãî õîçÿèíà – ïðîöåññ äëèòåëüíûé è âåñüìà äåëèêàòíûé. Êîëîññàëüíóþ ðîëü èãðàþò ìåñòíûå óñëîâèÿ è òà ñðåäà, êîòîðàÿ ñôîðìèðîâàëàñü â êîíêðåòíîì ìåñòå è â êîíêðåòíûõ óñëîâèÿõ. Óâû, âìåñòî ìíîãîîáðàçèÿ ïîäõîäîâ è ðåøåíèé ïðè ðåôîðìèðîâàíèè çåìåëüíûõ îòíîøåíèé è ñåëüñêîãî õîçÿéñòâà äîìèíèðóþò îäíîîáðàçíûå íîðìû è øòàìïû (êîòîðûå, ïî çàìûñëó àâòîðîâ, äîëæíû îáåñïå÷èòü «ïðîçðà÷íîñòü» è «àíòèêîððóïöèîííóþ óñòîé÷èâîñòü» ðåàëèçàöèè ïðèíèìàåìûõ ðåøåíèé). Ñåëüñêàÿ æèçíü, êàê íèêàêàÿ äðóãàÿ, òðåáóåò ïîäõîäîâ, îñíîâàííûõ íà «èíèöèàòèâå ñíèçó». Íèêàêîå ñòðàõîâàíèå, íèêàêîé ëèçèíã íå ñïàñóò ïîëîæåíèå, êîãäà ÷åëîâåê, ðàáîòàþùèé íà çåìëå, ãîäàìè íå âèäèò íè äåíåã, íè çíà÷èìûõ ðåçóëüòàòîâ ñâîåãî òðóäà.
<p>Äëÿ òîãî ÷òîáû ñëîæèëîñü ïîíèìàíèå öåííîñòè òðóäà íà çåìëå (êàê è öåííîñòè çåìëè), òðåáóþòñÿ âðåìÿ è ñîâìåñòíûå óñèëèÿ âñåõ çäîðîâûõ ñèë îáùåñòâà.
<p>Ñëèøêîì äîëãèì áûë ó íàñ ðàçðûâ ìåæäó äåêëàðèðóåìûì è ðåàëüíûì ïîëîæåíèåì ÷åëîâåêà, ðàáîòàþùåãî è æèâóùåãî íà çåìëå. Ýòî ðàñõîæäåíèå íå ïðåîäîëåíî äî ñèõ ïîð è âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ äàæå óãëóáëÿåòñÿ. Íåòðóäíî ïîñ÷èòàòü, ñêîëüêî êèëîìåòðîâ äîðîã, áëàãîóñòðîåííûõ äîìîâ è äðóãèõ æèçíåííî âàæíûõ îáúåêòîâ ìîæíî áûëî áû ïîñòðîèòü íà òå ñðåäñòâà, ÷òî íàïðàâëÿþòñÿ íà ïðåñòèæíûå è ïîëèòèçèðîâàííûå ïðîåêòû (íà÷èíàÿ îò «îñâîåíèÿ» î-âà Ðóññêèé, îáúåêòîâ Ñî÷èíñêîé Îëèìïèàäû è çàêàí÷èâàÿ ïîêóïêîé àêòèâîâ ÎÀÎ «ÒÍÊ-Âл áîëåå ÷åì çà 60 ìëðä äîëë. «íàðîäíûõ» äåíåã). Íà ýòè ñðåäñòâà, íàïðèìåð, âïîëíå ìîæíî îáåñïå÷èòü ïðåôåðåíöèàëüíûé ðåæèì ïîñòàâêè íåôòåïðîäóêòîâ íà ñåëî íà ìíîãèå ãîäû âïåðåä è òåì ñàìûì äàòü ôèíàíñîâóþ ñòàáèëüíîñòü ðåàëüíî ðàáîòàþùèì íà çåìëå õîçÿéñòâàì.
<p>Âíèìàíèå è ïîíèìàíèå – âîò, ïîæàëóé, ãëàâíûå îòïðàâíûå êàòåãîðèè â òîé êîëîññàëüíîé ðàáîòå, êîòîðàÿ ïîêà åùå ìîæåò âåðíóòü è õëåáó, è òîìó, êòî åãî âûðàùèâàåò, çàáûòóþ ðîëü ðû÷àãà è äâèæèòåëÿ çåìëè ðîññèéñêîé. Òîëüêî â ýòîì ñëó÷àå è ñåëüñêèé æèòåëü, è òîò, êòî òðóäèòñÿ íà çåìëå, ñìîãóò ñïðàâèòüñÿ íå òîëüêî ñ ïðîáëåìàìè «àãðàðíîãî ñåêòîðà», íî è ñ «âûçîâàìè âðåìåíè», êîòîðûå ñòîÿò ïåðåä ñòðàíîé â öåëîì.
<p>«Çåìëÿ – ñâîáîäíûé ÷åëîâåê – õëåá – ïðîöâåòàþùàÿ Ðîññèÿ» – «ôîðìóëà» òîãî ðû÷àãà, áåç êîòîðîãî íåìûñëèìî äâèæåíèå âïåðåä?!
<p>
1 Ìàêñèìîâ Ñ.Â. Êóëü õëåáà è åãî ïîõîæäåíèÿ. – Ñ.-Ïåòåðáóðã: èçäàíèå êíèãîïðîäàâöà Ê.Ï. Ïëîòíèêîâà, 1873. (ïåðåèçä. – Ì.: Ìîëîäàÿ ãâàðäèÿ, 1985. - 238 ñ.)
2 Óêàç ñî÷. Ñ. 225.