Трава под асфальтом | Печать |
( 1 Vote )
№ 10 / 2013 Колонка редактора Крюков В.А.

Благодаря подвижническим усилиям томичей – от администрации области и до вузов города и отдельных предпринимателей – язык и терминология современной инновационной экономики становятся все более общеупотребительными и все глубже отражающими непростые нюансы данного процесса. Значительное влияние на формирование языка и понимание характерных особенностей инновационных процессов в современном обществе оказала книга В. Хвана и Г. Хоровитта «Тропический лес. Секрет создания следующей Силиконовой долины», перевод и продвижение которой в круги заинтересованной в инновациях аудитории также выполнили томские коллеги.

 

Лейтмотив книги и ее зрительный образ – тропический лес, который, как известно, отличает необычайно буйное разнообразие форм растительного и животного мира, находящегося в очень тесном взаимодействии, когда клеточная материя претерпевает колоссальное число преобразований в процессе жизни. Одна из основных проблем в тропическом лесу – доступ к солнечному свету, которая прекрасно решена природой за счет распределения разных видов жизни и растений по этажам – менее нуждающиеся располагаются ниже, более нуждающиеся – выше и т.д.

Авторы книги блестяще использовали особенности образа тропического леса для объяснения и функционирования и развития инновационных процессов (создания и распространения) в современной экономике. Возможность «перетекания» из одной формы живой материи в другую – важнейшая особенность данного процесса. Многообразие и подвижность способов «перетекания» и задает и определяет динамику тропического леса.

Гораздо сложнее обстоит дело, если перед вами не тропический лес, а сибирская тайга или «асфальтовые джунгли». Принципы возникновения и развития клеточных форм сохраняются, но вот многие из тех условий, в которых пышно растет и развивается тропический лес – просто исчезают. Гораздо короче вегетационный период, другой климат, и уже по-другому обеспечивается доступ и к солнцу, и к воде, и к кислороду. Все это чуть ли не коренным образом меняет особенности становления, развития и, в целом, продвижения инноваций – всего нового и всего того, что движет экономические процессы.

Пожалуй, основной вывод, который напрашивается из представленного в номере материала, – это то, что в России очень много делается для становления, развития и распространения инноваций.

Как показано в статье О.В. Козловской и Е.Н. Акерман, значительные усилия затрачены на создание нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности – особенно в регионах-участниках Ассоциации инновационного развития регионов.

Среди регионов есть несомненные лидеры – такие, как Калужская область (см. материал «Инновационные регионы России…» по материалам дискуссий на Интерре-2013), Самарская область, Республика Татарстан – в производственной деятельности в сфере инноваций и Томская и Новосибирская области – в научно-образовательной сфере.

Казалось бы, законы есть (в терминах тропического леса – основы организации жизни в клеточной форме) – должны быть и впечатляющие результаты.

Однако и высота «тропического леса», и скорость протекания всех процессов позволяют говорить пока только о начальных формах жизни, которые на общем фоне экономики страны, балансирующей между рецессией и отрицательными темпами роста, видны лишь при очень внимательном рассмотрении форм новой жизни и ее динамики.

Увы, создается впечатление (см. статью О.В. Козловской и Е.Н. Акерман в следующем номере – «ЭКО» № 11), что основным игроком является …. государство. Создаются технопарки (см. статью Г.А. Унтуры и Д.В. Суслова), формируется нормативно-правовая среда, предоставляются преференции и даже … обеспечивается спрос на новую продукцию.

Но основная движущая сила российской экономики – крупные корпорации – в «тропический лес» идти не хотят, и быть им там попросту ни к чему (статья Н.Ю. Самсонова). В Тюменской области «вертикально интегрированные компании стремятся свой научный потенциал использовать самостоятельно» (живут в «своем лесу и по своим законам»), в новосибирском технопарке «все усилия для выстраивания отношений между университетом и российскими корпорациями не приводят к результату». Тот лес – точнее, та «трава под асфальтом», которая тем не менее есть и которая все еще борется за жизнь – поддерживается и развивается усилиями среднего бизнеса. А поскольку средний бизнес в российской экономике более чем скромен – говорить пока ни о сибирской тайге, ни тем более о тропическом лесе не приходится.

Прорасти новой жизни мешает не столько отсутствие того изобилия, в котором пребывает тропический лес, сколько тот асфальт, который прочно закрывает дорогу не только новому, но и просто самостоятельному и творческому началу в экономике. Этот асфальт – непонимание и нежелание вникать и раздвигать барьеры не только для инноваторов, но и вообще для всех ищущих и ориентированных на создание своего дела и реализации себя как творческой и самодостаточной личности. Без среднего класса и среднего бизнеса, без создания устойчиво функционирующих и ориентированных на местный рынок производств немыслимо завоевание никаких внешних рынков (особенно, «при нарастающем дефиците квалифицированных технологов и инженеров, умеющих правильно решать поставленные руководством технические задачи»), при ориентации на подготовку в вузах «эксплуатантов оборудования» (что связано с отрывом реальной науки и образования и «погоней за индексами») «трава» вряд ли скоро прорастет через асфальт.

Главный редактор "ЭКО"  В.А. КРЮКОВ